Консультация для родителей «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребенка» » ГККП "Ясли сад №117"
Телефон завующего:
+7(727) 77-47-52
Телефон методиста:
+7(727) 76-15-01
Версия
для слабовидящих
» » » Консультация для родителей «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребенка»
02
февраль
2022

Консультация для родителей «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психологического здоровья ребенка»

                              Консультация для родителей 

           «Атмосфера жизни семьи как фактор физического

                        и психологического здоровья ребенка»

Психолог; Сошникова С.А.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. В настоящее время подростки и молодёжь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску вовлечения детей в различные , порою не самые положительные ситуации, приобщение к вредным привычкам , отрицательно влияющим на здоровье. употреблении психоактивных веществ , алкоголя , асоциального поведения. Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения физического и психологического здоровья ребёнка в условиях семьи в профилактике отклонений в развитии ребёнка.

В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и нарушениями социального поведения (агрессия, враждебность, как по отношению к взрослым, так и к сверстникам).

В современной ситуации помимо физического мы выделяем и психологическое здоровье,(а еще есть ее социальная и нравственная составляющая), которое представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью - контролировать свое поведение, управлять им, уметь любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

     Одним из самых важных факторов и причин нарушений личности ребёнка и его общения с окружающими людьми являются семейные отношения.



Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Ребёнок - индикатор таких отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности.

        Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка к миру. Будет ли он любить людей, сможет ли чувствовать себя в безопасности в этом мире.

      Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их выбор, их решение. Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей. Семья -  самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс. Даже неприятности в школе переживаются проще, если в семье тёплая атмосфера.

      Хотя все дети реагируют на стресс по-разному, есть некоторые закономерности. Так девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость, раздражительность.   Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки служат одной цели - привлечь внимание. Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке, снижением успеваемости. Традиционно именно на такое поведение обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение - крик о помощи.

Чащеюноши с нарушением психологического здоровья растут в неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга, скудность духовной жизни в семье приводит к повышению уровня тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

     Но даже внешне благополучные семьи, внутренне оказываются негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.    

      На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения.

           В заключение зачитаю вам принципы, которые стали итогом многолетнего труда отечественного педагога  Сухомлинского.

                1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

                2.Если ребёнок живёт в постоянной вражде, он учится агрессивности.  

                3.Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

                4.Если ребёнок растёт в упрёке, он учится жить с чувством вины.

                5.Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

                6.Если ребёнка хвалят, он учится верить в себя.

                7.Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

               8.Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.


           Особо важную роль приобретает семья на настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового ничего на смену не пришло. Семья - единственный оплот, единственная возможность вырасти личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.


Спасибо за внимание!






Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив